Тест лампового усилителя Audio Research GSi75: а все-таки она светится!

  • Тест лампового усилителя Audio Research GSi75: а все-таки она светится!

Теплота, приписываемая звучанию ламповых усилителей, — свойство загадочное, практически метафизическое. Его тяжело разъяснить только особенностями поведения электрического потока в вакууме. Но без глубочайших познаний физики, электроники и даже психоакустики вынудить лампу петь, как будто Карузо, нереально. В связи с этим заглавие Audio Research (звуковые исследования) кажется полностью уместным.

Тестируя в прошедшем полупроводниковый усилитель DSi200, мы тщательно поведали об истории и философии Audio Research Corporation (ARC) — одной из наистарейших американских компаний, специализирующейся на производстве классной аудиотехники. Ее отец-основатель Уильям Зейн Джонсон стремился, ни мало ни много, перевоплотить звуковоспроизведение в новый вид роскошного искусства. Он ориентировал подчиненных на то, чтоб каждое новое изделие ARC становилось эталонным в собственном классе. Другими словами, профессионалов побуждают обновлять модельный ряд не требования капризной моды либо кровожадной экономии, а реальные заслуги в области аудиотехнологий.

Революции тут, согласитесь, происходят нечасто, поэтому с премьерами компания не торопится. Но годом ранее на мюнхенской выставке High End 2014 вышло истинное волшебство: ARC представила целую линейку ламповых новинок Galileo, нареченную в честь величавого итальянского ученого Галилео Галилея.

Вышло это не случаем: считающийся «отцом современной астрономии», Галилей был к тому же физиком, механиком, философом, создавал для собственных изысканий уникальные инструменты. Словом, обладал самыми многосторонними талантами, а без этого не обойтись и создателям классной аудиоаппаратуры.

Вид Audio Research GSi75, непременно, припоминает традиционные эталоны Hi-Fi-продукции 1970-х годов, все же он полностью современный и, что более принципиально, одномоментно узнаваем обожателями бренда

На сегодня G-серию составляют три усилителя — оконечный GS150, подготовительный GSPre с фонокорректором и усилителем для наушников, также наш подопечный — интегральник GSi75, снаряженный (кроме того, что имеется у GSPre) к тому же ЦАПом! Кстати, ламповый ЦАП-усилитель попадает на «операционный стол» к нашим профессионалам, пожалуй, в первый раз. Он собирается вручную на фабрике Audio Research в штате Миннесота (США) и перед отправкой дилеру проходит функцию кропотливого контроля свойства.

Результат труда разработчиков линейки Galileo в общем и GSi75 а именно охото обрисовать практически в 2-ух словах — заглавием традиционного голливудского кинофильма «Назад в будущее». Кажется, как будто инженеры ARC, кропотливо проанализировав все заслуги Audio Research, воплотили их в новых компонентах самого передового дизайна.

По воззрению Уорда Файбайгера, головного инженера Audio Research, в базе дизайна«лежат три главных понятия: аккуратность, чистота и целостность. Они привели к созданию освеженного вида культовой марки, неподвластного капризам времени. Эстетика складывается из контраста матового и черненого алюминия, симметричной раскладки частей управления, двухцветных рукоятей, радиоламп в сетчатых кожухах и флуоресцентного монитора — узла, на ламповой технике практически не встречающегося.

На левой боковой стене у Audio Research GSi75 размещены винты для установки тока смещения, как вы уже, наверняка, додумались, выходных ламп левого канала усиления

Вообщем вид GSi75 не подчеркивает, как это принято в аудиофильском мире, а прячет тот факт, что пред нами компонент на электронно-вакуумных устройствах. Долой ступенчатую сборку! Устройство имеет корпус практически традиционных прямоугольных очертаний (вобщем, по мере надобности можно снять сетчатый кожух, закрывающий лампы, и вволю насладиться их золотистым свечением).

Как будто в доказательство слов Уорда Файбайгера, темная окантовка утонченно оттеняет органы управления на фасаде. Их семь — 5 кнопок и два поворотных тумблера (левый отвечает за выбор входа, правый позволяет регулировать громкость). При нажатии одной из кнопок усилитель можно перевести в моно режим либо на работу с наушниками, приглушить звук либо перейти в меню установок. Рядом размещены светодиоды, активирующие режим апсемплинга, «быстрый» и «медленный» вариант выходной фильтрации, также корректность опции тока смещения. Подробнее обо всем этом см. ниже.

На задней панели — три несимметричных линейных входа с возможностью их переназначения, Phono-вход, также вход релейного сигнала 12 В (для включения/выключения по команде с другого устройства, к примеру CD проигрывателя). А сейчас — внимание! На борту имеются выходы цифрового сигнала (коаксиальный и оптический) плюс порт USB. Не считая того, GSi75 может повытрепываться наличием гнезда RS-232C, что позволяет вписать компонент в многокомнатную систему управления. Все RCA-разъемы — позолоченные (как и вынесенные на верхнюю крышку акустические клеммы для колонок c импедансом 8 либо 4 Ом).

На коммутационной панели у Audio Research GSi75 только несимметричные аналоговые порты: три линейных входа и вход на Phono- корректор. Также предусмотрены входы «цифры» и порт USB B. Все RCA-клеммы и винтообразные зажимы для колонок с импедансом 4 Ом/8 Ом — позолоченные

Предусилительный тракт работает как для линейного, так и для Phono-сигнала — в чистом классе А, представляя собой дифференциальную схему без оборотной связи (входной каскад Phono-корректора собран на JFET-транзисторах). Источник питания, имеющий более 10-ка уровней регулировки напряжения, основан на трансформаторе с R-образным сердечником (такое устройство позволяет при малых размерах и массе обеспечить высочайший КПД и малый уровень шумов).

Фонокорректор является вполне самостоятельным узлом и работает с хоть какой головкой звукоснимателя (предусмотрена особая настройка). Любители оставаться с музыкой наедине могут перевести предусилительный тракт в «телефонный» режим и подключить наушники с импедансом от 30 до 300 Ом.

Выходной каскад каждого канала собран на двойном триоде 6Н30 производства российско-американской компании Sovtek (лампы изготовляются в Саратове). 6Н30, в свою очередь, является драйвером для двухлучевых пентодов KT150 тоже русского производства. Кстати, конкретно этим лампам (новая американо-российская разработка — тот прорыв в области аудиотехнологий, о котором мы гласили сначала статьи) и должна своим возникновением линейка Galileo.

Пентод KT150 способен «переварить» до 70 Вт — о таком создатели ламповой техники еще не так давно и грезить не могли. В итоге каждый канал оконечного усилительного тракта выдает 75 Вт (1 кГц, КНИ1,5 %). В нем KT150 работают по пушпульной схеме (один увеличивает положительную полуволну сигнала, другой — отрицательную) в комфортабельном режиме «половинной» нагрузки, т.е. на линейном участке усилительной свойства. Специально для КТ150 разработан новый питающий трансформатор.

Выходные трансформаторы тоже поменялись. Это узлы с расширенным спектром рабочих частот, позаимствованные у известного усилителя мощности Reference 75. С этой же модели на GSi75 перешли некие главные комплектующие, в том числе разделительные конденсаторы.

Ножки у Audio Research GSi75 уникальной конструкции, обеспечивают компоненту завышенную устойчивость и минимизируют микрофонный эффект

Накопительные конденсаторы источника питания припасают 350 Дж энергии, что позволяет одномоментно отдавать в нагрузку огромные токи и близко к реальности воспроизводить акустические колебания (их уже и звуками-то не назовешь) в спектре 12 Гц — 70 кГц.

Бортовой ЦАП отвечает самым современным требованиям. С компьютера, на который установлен фирменный драйвер (есть на CD, входящем в набор поставки, и на веб-сайте ARC), читается поток РСМ размерностью до 24/192 и DSD. Предусмотрена возможность прирастить частоту дискретизации входного сигнала (режим Upsampling) и даже избрать тип выходной фильтрации — т.н.«быстрый» и «медленный» фильтр с конечной импульсной чертой. 1-ый дает хорошую АЧХ, но заносит маленькие преломления до и после полезного сигнала. 2-ой производит наименее глубокую фильтрацию: предсигнальных искажений практически нет, зато не так отлично отсекаются паразитные гармоники.

Как понятно, для правильной работы выходных ламп на их сетки нужно подавать т.н. ток смещения, при этом строго определенной величины. Некие усилители имеют даже надлежащие автоматические схемы слежения.

Инженеры Audio Research придерживаются другой стратегии. По их воззрению, усилительный тракт GSi75 имеет так постоянные характеристики, что обладателю довольно задать ток смещения только в один прекрасный момент — при начальной установке ламп. Метод максимально прост. Жмем на ПДУ кнопку Bias (на фасаде вспыхнет соответственный светодиод, а на экране высветится номер регулируемой лампы и фактическая величина тока смещения). Потом с помощью специальной отвертки (есть в комплекте) поворачиваем регулятор в соответственном отверстии Bias на боковой панели и доводим ток смещения до 65 мА. Повторяем функцию для других ламп.

Audio Research GSi75

1-ые 40 с после включения усилитель пребывает в режиме Mute (приглушение звука — и на экране индицируется соответственная надпись). Это время нужно для выхода схемы на рабочий режим, т.е. окончания переходных процессов. Вобщем, разработчики оговариваются, что рациональные свойства будут достигнуты только через 5—10 мин. Все же держать усилитель повсевременно включенным нам не рекомендуют. Причина явна — через три месяца таковой эксплуатации лампы просто«выгорят». Если же нужно перейти на другой вход, усилитель можно не выключать (дело в том, что до повторного включения должно пройти не меньше 5 мин). Целенаправлено только поначалу приглушить звук средством кнопки Mute, чтобы избежать случайной перегрузки усилителя и колонок.

Следуя всем этим советам, мы приступили к прослушиванию. Очевидно, только после прогрева, длившегося существенно подольше несчастных 5—10 мин. Так как коэффициент демпфирования GSi75 чуть превосходит 11 единиц (для лампового усилителя это полностью естественно), испытательной акустикой служили напольники достаточно высочайшей чувствительности (порядка 89 дБ).

Гнездо для подключения наушников вынесено на правую боковую стену. Рядом — регулировочные винты для установки тока смещения выходных ламп правого канала усиления

Помня о том, что серия названа в честь основателя современной астрономии, мы избрали для тестирования, наверняка, самый узнаваемый альбом в истории рок-музыки — « The Dark Side of the Moon» группы Pink Floyd. При этом в 4 вариантах — винил, гибридный CD/SACD и FLAC 24/96 РСМ c BD (выпущен в Immersion-издании).

Сначала поражает высочайшая разрешающая способность звучания и незаурядные динамические свойства. К проработке музыкального материала усилитель отнесся так кропотливо, что выявить различия в вышеперечисленных вариантах записи 1-го и такого же трека для него особенного труда не составило. Более резко (можно сказать, угловато) звучал, очевидно, компакт-диск: гул кассового аппарата в композиции «Money» казался очень пронзительным. Самым «мягким» (не путать с «комфортным») был виниловый саунд — бархатистый, сдержанный.

Из SACD-потока создавалась более большая, чем с CDDA, звуковая картина, ну и динамический спектр несколько расширился. Но высококачественные конфигурации в звучании произошли при переходе на поток 24/96: присущая «винилу» бархатистость сохранилась фактически на сто процентов, сразу обогатившись обилием маленьких, но принципиальных подробностей. Наверняка, нечто схожее случилось, когда Галилей осмотрел Луну не через подзорную трубу для моряков, а через телескоп собственного производства. Окажись Галилео в современности, он навряд ли сумел бы по достоинству оценить все заслуги кудесников из Audio Research, но, завороженный сиянием электрической лампы, непременно, воскрикнул бы: «А все-же она сияет!»

Результаты измерений и паспортные данные Audio Research GSi75

АЧХ усилительного тракта (слева), АЧХ/КНИ встроенного ЦАПа (справа), диапазон выходного сигнала встроенного ЦАПа (снизу)


Измеренная на одном канале выходная мощность практически точно соответствует заявленной (в стереорежиме будет около 2х60 Вт), КНИ и коэффициент демпфирования для лампового усилителя полностью применимые. Спектр рабочих частот достаточен для раскрытия потенциала записей высочайшего разрешения. Свойства встроенного ЦАПа смотрятся впечатляюще: нет никакого завала на верхах, КНИ низок во всем спектре слышимых частот.

Данные лаборатории Stereo&Video

Усилительный тракт:

Рвых (КНИ 3%,8 Ом) на 80/1000/10 000 Гц: 76,5/77,1/70,4 Вт

Коэффициент демпфирования: 11

КНИ на 0,5 Pвых на 80/1000/10 000 Гц: 0,147/0,092/0,223

Верхняя рабочая частота по уровню –0,5/–3/–6дБ: 25/>80/>95 кГц

Неравномерность в полосе 20 Гц – 20 кГц: 0,5 дБ

Уровень АЧХна 10/95 кГц: –0,2/–5,3 дБ

Дисбаланс каналов: 0,16 дБ

Взаимопроникновение(L-R/R-L): 45,7/45,3дБ

Интегрированный ЦАП

Неравномерность АЧХ: 0,3 дБ

Дисбаланс каналов на 1 кГц (L-R): -0,08 дБ

КНИ на 1кГц/пик0,0013/0,0177

Паспортные данные

Выходная мощность (20—20000 Гц,1% КНИ): 75 Вт

Спектр рабочих частот (–3 дБ): 1,0—70000 Гц

Входной импеданс: 52,5 кОм

Входная чувствительность: 0,55 В

Линейные входы/выходы: 3хRCA/–

Крепление акустики: винт.

Лампы: 2х6Н30+4хКТ150

Масса: 25,0 кг

Габариты: 483х263х518мм

Потребляемая мощность: 600 Вт

Чтение файлов: PCM 24/192; DSD+; +

Апсемплинг до: 24/192+

Размещено в журнальчике Stereo&Video, № 11, 2015

Статья составлена на основе материалов журнала "Stereo & Video" www.stereo.ru


2017-12-22 12:16:14
0
225
Теги: Audio Research